8 777 955 66 32

Права и обязанности работодателей по вопросу занятости населения.

В условиях кризиса остро стоит вопрос о занятости населения. Высокий уровень безработицы, а также вынужденность работодателей сокращать рабочие места делает актуальным вопрос правового регулирования занятости населения.

В настоящей статье предлагаю рассмотреть, какими мерами государство может минимизировать негативные последствия безработицы и, какие права и обязанности вытекают из законодательства для работодателей в связи с этим.

Итак, ст. 9 Закона Республики Казахстан «О занятости населения» устанавливает, права и обязанности Работодателя.

Согласно данной статье Работодатель обязан:

1) предоставлять центру занятости населения в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией работодателя – юридического лица либо прекращением деятельности работодателя – физического лица, сокращением численности или штата работников, со снижением объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения;

2) направлять центру занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления;

2-2) требовать от граждан при приеме на работу документы, необходимые для заключения трудового договора, в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан;

3) своевременно (в течение пяти рабочих дней со дня направления к нему центром занятости населения граждан) извещать о приеме на работу или отказе в приеме на работу с указанием причины путем соответствующей отметки в направлении, выданном центром занятости населения;

4) выполнять установленную квоту рабочих мест для инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и несовершеннолетних выпускников интернатных организаций;

5) представлять центру занятости населения сведения о количестве прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и внутрипроизводственное обучение с указанием полученной специальности и квалификации;

6) не допускать в информациях о вакансиях для приема на работу требования дискриминационного характера в сфере труда;

7) обеспечить выезд привлекаемого иностранного работника за пределы Республики Казахстан в связи с прекращением действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Особо необходимо обратить внимание на первые две обязанности, так как именно в них, на практике, происходит большое количество нарушений. Работодатели часто игнорируют требование о направлении подобных сведений в центр занятости.

Административная ответственность в виде штрафа за нарушения данных норм установлена Кодексом РК Об административных нарушениях и составляет 10 МРП (ст. 98 КРКоАП).

Что касается прав Работодателя, то, согласно ст. 9 ЗКР «О занятости населения» (далее — Закон), Работодатель имеет право:

1) на свободу выбора при приеме на работу;

2) получать в уполномоченных органах информацию о состоянии рынка труда и возможности профессиональной подготовки.

 

Кроме того, Законом предусмотрены ряд мер, которыми работодатель может воспользоваться в случае необходимости привлечения работников, не неся при этом материальных затрат. Так, закон устанавливает такие понятия, как «социальное рабочее место» и «Молодежная практика».

Социальное рабочее место организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:
1) предназначено специально для целевых групп;

2) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии.

Молодежная практика организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:

1) предназначено специально для зарегистрированных безработных из числа выпускников организаций образования, реализующих профессиональные образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, не старше двадцати девяти лет;

2) выполняемая работа должна соответствовать полученной выпускником профессии (специальности) либо уровню его квалификации;

3) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;
4) оплата труда участников молодежной практики осуществляется за счет бюджетных средств.
Порядок создания вышеуказанных рабочих мест регулируются соответствующими правилами, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года № 836.

Согласно данными Правилам Социальные рабочие места/рабочие место по молодежной практике организуются у работодателей независимо от их формы собственности.

Финансирование социальных рабочих мест/рабочие место по молодежной практике включает в себя предоставление субсидий из государственного бюджета на компенсацию затрат работодателя на оплату труда гражданам, трудоустроенным на социальные рабочие места/рабочие место по молодежной практике. Уполномоченный орган ежемесячно, на основании сведений представленных работодателем, производит перечисление на расчетный счет работодателя сумм, направляемых на компенсацию затрат работодателя на оплату труда трудоустроенных граждан.

В зависимости от количества, качества и сложности выполняемой работы работодатель за счет собственных средств вправе устанавливать дополнительные надбавки за фактически выполненную работу.

Таким образом, данные нормативно правовые акты устанавливают, что любой Работодатель по договору с местным исполнительным органом может организовать у себя на предприятии социальные рабочие места/молодежную практику, куда центром занятости будут направляться работники. Оплату данным работникам также будет осуществлять государство, а не работодатель.

Такими мерами государство поддерживает работодателей, и обеспечивает работой незащищенные слои населения.

 

Последние новости

ВОПРОС СОВПАДЕНИЯ ФИРМЕННЫХ НАИМЕНОВАНИЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ГОСУДАРСТВАХ, ЧЛЕНАХ ЕАЭС.

В каждом государстве имеется понятие юридического лица, которое выступает в гражданском обороте от своего имени. Наименование юридическое лицо получает в момент его государственной регистрации. Во всех странах ЕАЭС законодательно закреплено, что наименование у двух юридических лиц совпадать не может. Так, ГК РК устанавливает, — 1. Юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других…

Образец договора аренды нежилого помещения

Договор аренды №__ нежилого помещения г.Астана «__»____________ 2018 г. ТОО «______________» в лице директора ______________, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем Арендодатель, с одной стороны и ________________________ в лице _____________, действующий на основании Устава, именуемое в дальнейшем Арендатор, с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили настоящий Договор аренды нежилого помещения №__ (далее — Договор)…

Образец Договора о совместной деятельности (договор простого товарищества)

Договор о совместной деятельности г. ____________ “__” ______ 201_ г. Стороны Договора: Сторона 1: Индивидуальный Предприниматель __________________, действующая на основании свидетельства о государственной регистрации Серия ____№______, выданное ____________ года, Сторона 2: ___________________, ____________ г.р., удостоверение личности №____ выдано_____, ИИН____________ Сторона 3: ТОО «____________», БИН ____________ , в лице директора____________, действующего на основании Устава Совместно именуемые…

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.